Модная индустрия: несбыточная мечта или реальная цель?
Открыт ли мир глянца для новых героев? Разбираемся вместе с нашей редакцией.
Выбирать сферу деятельности приходилось каждому. При этом те, кто интересуется миром моды и хотел бы в нем работать, идут по другому карьерному пути из-за стереотипа о замкнутости этой индустрии. Наша редакция попытается помочь читателю избавиться от предрассудков и доказать, что двери в этот бизнес на самом деле открыты. Для этого мы поговорили с 4 героями: представителями общеизвестных модных профессий и специалистами, задействованными на внутренней кухне.
Дима Табу
fashion - фотограф

Снимает кампейн для бренда «Befree»

Уже в 20 лет сотрудничает с журналом «Собака.ru»

«Я был бы очень рад, если бы оставил после себя след»

Что для вас мода?
Мне нравятся эмоции. Мне правда нравится искренность, радость людей, тот фидбек, который я получаю от них. Это способ что-то дать миру с помощью медийности. Мной движет сам процесс и эмоциональная составляющая создания.
Дима Табу
Карьера Димы как профессионального фотографа началась всего год назад с тестовых съёмок для моделей, но уже сейчас он активно занимается коммерческим проектами. Один из последних — съемки каталога для Befree.
Попасть в команду бренда Диме помог пост в Инстаграме о поиске фотографа для их кампейна. Увидев портфолио героя, бренд сразу же предложил сотрудничество.
Работа с такой командой у Табу вызывает восторг: ему нравятся предоставляемые сотрудникам компании условия для работы, рабочая атмосфера и коллектив. «Это лучший продакшн в Петербурге, по моему мнению. У нас крутые условия, нам реально дают возможность реализовать почти все свои идеи».
ПО МНЕНИЮ ДИМЫ, В РОССИИ ПОКА НЕТ ХОРОШИХ КУРСОВ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЕГО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, А ЕСЛИ И ЕСТЬ, ТО ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ПОМОГЛО МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ В ПОИСКЕ РАБОТЫ — ЭТО ПОРТФОЛИО, КОТОРОЕ У НЕГО ПОЯВИЛОСЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ АКТИВНЫХ СЪЕМОК ПРОЕКТОВ ДРУЗЕЙ.
Сейчас Дима живет между двумя городами — Петербургом и Москвой. Он говорит, что в северной столице маленькая конкуренция:
«Здесь не такая большая платформа для творчества. Для становления - это очень круто. Можно развиваться самому, улучшать свой вкус и взгляд. Однако для дальнейшего продвижения все равно придется переехать в место, где больше работы и другое отношение к ней».
«Я бы очень хотел стать дивой fashion-индустрии, чтобы на меня был огромный спрос, и я делал какую-то невероятную картинку. Точно хотел бы себя видеть не в Петербурге и даже не в России. Наверное, просто хотел бы быть счастливым и иметь кучу интересных проектов. Я был бы очень рад, если бы оставил след после себя».

В будущем Дима планирует учиться в Лондоне или Нью-Йорке по направлению модной фотографии или art-direction. Для этого сейчас он активно улучшает навык английского языка. «В России нет жёсткой конкуренции в мире моды. Это связано с тем, что в нашей стране круг профессионалов ограничен».
Именно поэтому карьера за границей привлекает Диму. Он считает, что русские специалисты востребованы за рубежом. Выйти на этот рынок тоже не так сложно: иностранные агентства сами ищут фотографов для съемок своих моделей. Так что можно продвинуться, просто снимая много тестов для европейских моделей.

Почему в Европе и Америке такой высокий уровень визуальной картинки? Потому что там реальная конкуренция. Из-за этого людям приходится усерднее работать, чем у нас. Люди не могут сидеть и ждать успеха: там каждый день появляется новый артист
Свое будущее Дима видит довольно определенно. Он хочет прийти к какому-то очень громкому визуальному стилю. Его цель – крупные визуальные и рекламные кампании. Напоследок Дима поделился своими мыслями о том, что нужно делать, чтобы развить себя как фотографа в модной индустрии.

Для этого необходимо поглощать как можно больше визуальной и правильной информации. Это поможет развить визуал и насмотренность. К примеру, можно подписаться на разных интересных фотографов и смотреть модные показы. Также важно не забывать много работать и не отказываться от любых возможностей и съёмок.

Сева Ковалёв
стилист

PR-менеджер ателье Polina Zaretskaya

Обучался fashion-стайлингу в Лондоне

«Живой ум – это основное качество для индустрии»

Что для вас мода?
Я бы назвал моду своим хобби, ведь я люблю это дело. Немаловажно, что оно приносит мне доход. Наверное, поэтому меня можно назвать счастливым человеком.
Сева Ковалёв
Карьерный путь нашего героя начался в 18 лет с ассистирования в одном из российских модных изданий. За 10 лет работы в сфере он стилизовал съемки для Alexander Terekhov, Harper’s Bazaar Russia, Ukraine и KZ, Glamour Russia, а сейчас он занимает должность PR-менеджера кутюрного ателье Polina Zaretskaya. Но в отличие от обложки глянцевого журнала его путь был не таким гладким.

После окончания российского вуза Сева отправился учиться в лондонский филиал Istitutio Marangoni. Однако звание выпускника престижного fashion-вуза не выстроило вcю карьеру за него. По возвращении в Россию Севе пришлось вернуться к отправной точке.

Ассистентом нужно побыть: засунуть свое собственное эго куда-нибудь
подальше и вкалывать. Если ты хочешь работать конкретно здесь, то надо играть
по правилам этого бизнеса. Трудности
встречаются даже сейчас. Тебе могут не ответить раз, два, три, десять. Знаешь,
сколько раз мне не отвечали и до сих пор не отвечают? И это абсолютно нормально.
«В любом случае нужно пробовать себя в разных сферах. Надо лишь понять, кем ты хочешь быть, и упорно идти к своей цели»

«Ты должен понять, что тебя никто нигде не ждет». По мнению героя, в этом мире нужно всегда и везде стучаться
самостоятельно. Важно быть готовым работать на свою репутацию и вкладываться,
даже если у тебя за плечами внушительный опыт. Старший редактор Рената Харькова и главный редактор Катя Мухина, работающие в Elle Russia, – сами когда-то начинали с малого.
В PR Сева также попал не через связи. Он считает, что главное – использовать все возможности и быть готовым меняться, а отказы не воспринимать как что-то личное. Многие уходят из индустрии лишь потому, что их привлекает тусовка, а не процесс работы. В этом случае нужно просто разобраться в себе и своих амбициях.
Со слов стилиста, попасть в глянец не так сложно: на сайте The Blueprint в разделе «Карьера» каждый день публикуется куча стартовых вакансий ввиду сильной текучки на этих позициях. Занять одну из таких проще некуда, но сможешь ли ты выделиться – вот вопрос.

«Несколько недель назад Аня Чиповская выходила
в нашем костюме на ковровую дорожку. Накануне мероприятия выясняется, что длина брюк
ей велика. За десять минут я нашел человека, который может их подшить. И
как я это сделал – никого не интересует»
Анастасия Дорофеева
модный юрист

Основатель юридического бюро Fashion Law

Ведёт блог о модном праве

«Модный продукт — продукт сменяющийся»

Что для вас мода?
Красота! Это быстрый способ преображения. На мой взгляд, внешнее преображение идет всегда вместе с внутренним: когда есть красота снаружи, то и мысли зарождаются лучше. Конечно, это энергия. Для меня там очень много энергии, в индустрии.
Анастасия Дорофеева
Чаще всего начинающие творцы не уделяют должного внимания документации и правильному оформлению ведения деятельности. Бумажная волокита вызывает у них ужас и панику. Творческим людям не хочется погружаться в мирские задачи, у них стоят более грандиозные цели. Им надо создавать красоту и творить. Тогда на помощь приходят такие специалисты, как Анастасия Дорофеева.
Анастасия всегда хотела заниматься модой. Закончив юрфак МГУ, она пыталась найти различные подходы в эту сферу, но тогда ей не хватило знаний и понимания, как двигаться. Нужные компетенции наша героиня получила во время обучения в школе права Нью-Йоркского университета. Там она изучила курс «Fashion law» — право в сфере индустрии моды. «Именно тогда у меня все кусочки пазла сложились. Я поняла, как могу совместить свои интерес к индустрии моды и познания в праве».
Юрист в сфере моды –
это специалист широкого профиля, которому приходится работать не только с узконаправленными задачами. В первую очередь, это защита интеллектуальной собственности - всех результатов творческого труда - дизайнера и договорные отношения, которые закрывают разные типы взаимодействий между сторонами.

Юрист обязательно должен быть погружен в сферу, в которой он работает. Только зная о том, что создано другими творцами в предыдущие десятилетия и что создаётся сейчас, можно понять, какие продукты действительно инновационны и могут защищаться по закону. Тем не менее, ключевые требования к юристу – это, безусловно, отличное юридическое образование.
«На мой взгляд, такое отношение не обосновано, потому что это большая индустрия, которая имеет многомиллиардные обороты и, безусловно, нуждается в юридической помощи»

На данный момент в России нет программ, которые готовили бы специально юристов в сфере моды. Сейчас легко войти в индустрию со стороны юриспруденции, рынок в России свободен. Экспертов немного и, безусловно, на них есть запрос. Когда Анастасия только начинала работать модным юристом, она часто ловила на себе косые взгляды коллег. Для них мир моды казался чем-то воздушным и эфемерным. Это что-то про тряпочки, пёрышки и блёстки. На самом же деле, это огромный труд множества людей, которые создают модный продукт и благодаря которому мы с вами одеваемся каждый день в том числе.
Во время изучения теории моды в МГУ, Анастасия пробовала себя в творческой части индустрии: она разрабатывала магазин одежды plus-size. Но свой выбор остановила на бизнес-стороне.
По мнению Анастасии, в середине нулевых, когда не было ни Инстаграма, ни Интернета, журналы мод были своего рода Библиями. Сейчас и в журнале работать не так престижно по многим причинам. Вместо этого можно развивать блог, набирать свою аудиторию, а можно становиться дизайнером и точно так же продавать свои вещи в Инстаграме и заходить в эту индустрию с другой стороны.



Важно понимать, что творческая реализация невозможна без бизнес — поддержки
Лола Набокова
букер

Образование: клинический психолог

Сооснователь Noir Model Management

«Мы продаём людей»

Что для вас мода?
Лично для меня мода – это отражение того, что происходит сейчас. Как художники, как музыканты, дизайнеры через свое творчество показывают, что у них в голове, так и мода – это проекция того, что происходит сейчас. Несколько лет назад моделей-девочек начали одевать в строгие костюмы, делать унисекс историю – это момент, когда пошла волна феминизма и все такое, до этого они были такие секси кошечки оголенные, но это и сейчас осталось.
Лола
Букер? Кто это?
«Правильнее будет охарактеризовать мою деятельность как агентскую, потому что мы не только отдаем моделей на работу, но и занимаемся построением их карьеры и продвижением».
Самое главное – любить свою работу и уважать своих партнеров и коллег. Поэтому я очень расстраиваюсь, когда детей обижают. Плохой букер – это тот, кто обижает своих моделей.
Как работает зарубежный рынок: материнское агентство отправляет моделей в принимающее – в Лондоне, Милане, Париже и других городах мира. Последние запрашивают моделей определенной внешности, а значит, материнское агентство может не следить за брендами. А принимающим агентам важно отслеживать, кто из дизайнеров котируется, потому что есть много брендов, которые находятся в одном сегменте. Желательно ориентироваться на класс А – люксовые бренды. "Если отправить модель в бренды, которые не очень, с ней не будут работать те, которые очень".
Работать можно из любой точки мира – нужен только «штампик компании» и принтер, чтобы печатать документы. «Когда были открыты границы, мы каждый сезон летали в Европу на Неделю Моды. Это важно, чтобы поддерживать контакты со своими партнерами, общаться напрямую с коллегами».

В профессию Лола пришла случайно. На тот момент с модой ее связывала только работа фоторедактором на Mercedes-Benz Fashion Week: в 2012-2013 году знакомая предложила ей подать заявку, и Лолу утвердили. Всё, что вы видите в Инстаграме Недели Моды в Москве, отбирает она и ее команда.
«Агентская деятельность — это совершенно спонтанная история. Моделингом я не занималась и не знала вообще ничего. С учетом того, что я снимаю уже лет 15. Когда я пришла в агенство, пришлось первый месяц учиться снимать по-другому»
Работая репортажным фотографом на одном из мероприятий, она познакомилась с директором агентства, в котором началась её карьера букера. Спустя 5 лет взгляды Лолы и начальницы на развитие разошлись. Именно это и подтолкнуло ее на создание собственного агентства. Хотя Лола признается, что перед этим был момент, когда они с партнером хотели уйти из этой сферы вообще.

Интерес к моде не играет решающую роль, исходя из опыта Лолы. Модельные агенты должны отсматривать лица и понимать, кто под какой бренд подходит. Отсматривание последних коллекций показов тоже необходимо, чтобы понимать, какие лица выбирают дизайнеры. Важным является то, как презентуют модель, раскрывают, как могут преподнести агентам принимающих стран. Насмотренность по лицам куда важнее, чем осведомленность о трендах.

Фотоматериалы предоставлены агенством Noir Model Management

«Мне кажется, самый успешный букер в России – Юлия Шавырина и ее команда из AVANT. У них напрямую могут запросить модель для Prada, они работают с крупными европейскими брендами, делают очень хорошую рекламу, их поддерживают медиа. Я думаю, успех у каждого свой. Мы, например, в этом году сняли три кампании ЦУМа, сделали обложку журнала GQ Style. Можно считать это успехом или нет – не знаю. Всегда есть, куда расти. Букеры работают локально и на международном уровне. У нас сейчас девочка в Корее. Скоро прилетит еще одна модель. Несколько контрактов стоят на стопе из-за закрытых границ. Наше агентство нацелено на зарубежную работу, несмотря на то, что я работаю на российском маркете».
В модной индустрии мне всегда нравились творческие, талантливые, интересные личности. В любой сфере исключительно люди – самое интересное, что может быть. Продукт, который они делают, может быть второстепенным.
4 совета от наших героев для тех, кто не знает, с чего начать
Необходимо поглощать как можно больше визуальной и «правильной» информации
Чтобы попасть в мир моды, не обязательно работать в журнале
Всегда пробуйте себя в разных сферах, чтобы определиться со своими направленностью и амбициями
Будьте готовы работать на свою репутацию и вкладываться

4 уникальные истории помогли нам понять, что совершенно разные люди могут найти свою нишу в сфере моды и заниматься тем, что им по душе. Главное - верить в себя, искать и использовать новые возможности. Ведь одна из них может оказаться прямой дорогой к успеху.

Над проектом работали:

Павел Турчин

Продюсер

Наталья Мельникова

Интервьюер, редактор

Анна Махорт

Дизайнер, верстальщик

Милена Бекметова

Интервьюер, редактор

Роман Непомнящих
Редактор
Александра Коковина
Редактор
Евгения Бажина
Фоторедактор