КОНЕЦ СТАРЫМ МЕДИА — НАЧАЛО НОВЫМ

На планете Земля произошла катастрофа — все традиционные СМИ перестали существовать. Искусственный интеллект Альтрон уничтожил печатные издания и Интернет-СМИ и оставил лишь новые медиа: TikTok, Clubhouse, Instagram и Twitter.

В новой эре предстоит жить кинокритику Егору Москвитину. В мирное время он писал в Медузу и Афишу, Esquire и GQ. Ходил на Каннский фестиваль и Sundance и делал заметки о них для Коммерсанта и Кинопоиска. Теперь ему предстоит подстроиться под новую реальность и подумать, как работать дальше.


Все способы работы, которые использует Егор, традиционны: рецензии в печатных или электронных изданиях (Огонёк, Медуза, Esquire) или эфиры на радио: «Для молодёжи этот формат абсолютно не актуален, потому что никто не слушает Авторадио в 8:20 или в 9:40».

Егор Москвитин знает о новых медиа немного:

ПРАВИЛА ИГРЫ

Миссия Егора Москвитина — выжить в новых медиа. Ему предстоит вступить в схватку с задачами, которые для него приготовила новая эра.

Правила игры просты. Перед Егором две колоды карт: в одной — названия медиа, в другой — задания. Ему предстоит вытащить по одной карточке из каждой колоды, соотнести их и рассказать о своей работе в условиях новой реальности. Всего четыре медиа-площадки: Instagram, Twitter, TikTok и Clubhouse.

Реальность такова: по данным Левада-Центра, в России Instagram посещает 31% респондентов, TikTok — 14%, Twitter — 3%, Clubhouse — менее 2%.

ИСПЫТАНИЕ № 1. РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «КИН-ДЗА-ДЗА!» В INSTAGRAM

Instagram в России — платформа, которой на 2020 год пользовались 59,4 млн человек ежемесячно. В нашей стране самые активные пользователи женщины от 25 до 34 лет.

Егор один на один с Instagram. Ему предстояло рассказать в формате сторис о классике советского кино Кин-дза-дза! и выбрать только один кадр для описания всего фильма.
Ваши ориентиры в кинокритике?

Вадим Рутковский — бывший редактор в GQ. Он заметил меня, когда я жил в Иркутске. Вадим ушёл из GQ и позвал меня на своё место. Я учусь у него любви к экспериментальному и радикальному кино, которое ниже радаров большинства критиков.

Маша Кувшинова и Таня Шорохова. Они привнесли в кинокритику кое-что важное — разговоры про этику.

Дима Барченков — пример того, что, будучи зумером, можно абсолютно на равных со всеми, не стесняясь своего возраста, не поддаваясь давлению иерархии, привносить много нового в общую дискуссию.

Обязательно Антон Долин. За его универсальность. Он умеет адекватно доносить мысли через различные медиа.

И Всеволод Коршунов из Московской школы кино. Он в основном преподаёт. У него наиболее системные знания среди всех моих знакомых.

ИСПЫТАНИЕ №2. ТОП-5 САУНДТРЕКОВ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ В TWITTER

Twitter в России — по общему мнению, не особо востребованное медиа. По данным Brand Analytics, микроблогом на январь 2021 года пользуются около 670 тысяч авторов.

Уложиться в 280 символов твита, составляя топ-5 саундтреков из мультфильмов, задача не из простых. Удалось ли это Егору?
Премия Оскар в начале XXI века и сейчас?

— Разница велика. Проблема с Оскарами заключается в том, что за последние 30 лет падают рейтинги трансляций. Это всё-таки коммерческое мероприятие, и организаторы хотят окупиться.

В своё время реклама на Оскаре была такой дорогой, что дороже была только у Superbowl.

У академии есть определённая растерянность, поэтому они экспериментируют.

Наибольших пиков по просмотрам Оскар достигал в годы, когда за главный приз боролись блокбастеры: Властелин Колец: возвращение короля и Аватар.

Оскар смотрят меньше. Поэтому сейчас на каждой кинопремии есть несколько массовых фильмов по типу Чёрной пантеры, несколько авторских фильмов и фильмы про то, как кинематографисты любят себя: Ла-ла-ленд, Одержимость, Артист и т.п. И несколько фильмов, которые действительно представляют жизнь Америки за пределами узких либеральных кружков, потому что когда победил Трамп, вся Америка схватилась за голову и поняла, что в ней существует много людей, о которых не рассказывают истории, и потом эти люди выходят и заявляют о себе. Оттуда, например, Джокер.

В общем, сейчас Оскар гораздо интереснее, хоть он политизирован и регламентирован. Но он действительно пытается объективно отобразить очень сложные реалии современной жизни. Так что Оскар сегодня мне нравится больше, чем тот, который я смотрел лет 20 назад.

ИСПЫТАНИЕ №3. ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ПЕТРОВЫМ В TIKTOK

TikTok в России — платформа, которую ежемесячно посещают более 22 млн человек. Основная аудитория — пользователи от 25 до 44 лет. Подростки составляют всего 17% от числа всех пользователей.

Возможно ли провести интервью с Александром Петровым в формате TikTok? Егор Москвитин сделал попытку. Вот, что из этого вышло.
Самые запоминающиеся интервью в вашей карьере?

— Если говорить про фразу из интервью — с Хью Джекманом. Он сказал интересную мысль: «Если ты занимаешься добрыми делами — ты обязательно должен говорить об этом вслух». Мне всегда казалось, что есть какое-то высокомерие и самолюбование в том, чтобы рассказывать о добрых делах, но в то же время сделать что-нибудь тихое и при этом никому не говорить — тоже своего рода тщеславие. И вот Хью Джекман, а вслед за ним и Константин Хабенский, сказал: «Если занимаешься чем-то связанным с волонтёрством, благотворительностью — рассказывай об этом, потому что так привлечёшь других людей».

А если говорить про организацию интервью, то самым крутым было с Джорджем Мартином, автором Игры Престолов. Мы действительно взяли и рискнули. Ещё за сутки до интервью его агенты колебались, а мы большой съёмочной группой взяли и двинулись из Москвы в Питер. Подумали сделать это интервью не только для печатного Esquire, но ещё и для Amediateka видео-версию.

Общение с ним было очень классным.

ИСПЫТАНИЕ №4. ОБСУЖДЕНИЕ КИНОТАВРА В CLUBHOUSE

Clubhouse в России — набирающее популярность медиа, где можно общаться только голосом. На 10 февраля 2021 года его использовали 7,7 тыс человек. Пользователь — любой, у кого есть iPhone. По популярному мнению — элитарная соцсеть.

Финальная задача для Егора. Критик обсудил фильм, которому на Кинотавре 2020-го года 8 из 9 кинокритиков поставили единицу, только 1 — тройку. Кто этот человек — в видео.
Новые реальность оказалась по плечу Егору Москвитину. 5 из 5 — оценка, которую получили все медиа:

БЛИЦ-ОПРОС (НУ ПОЧТИ)

Что отличает российский кинематограф от всего мира?

— Про весь мир не скажу, потому что я точно не разбираюсь во всём. Я думаю, что его отличает гиперамбициозность.

Мы привыкли считать себя сверхдержавой, поэтому и к кинематографу мы предъявляем соответствующие задачи. Главной особенностью современного российского кино я бы назвал его децентрализацию. Например, появление большого количества самодостаточных региональных кинематографий. Действительно, они источники невероятно свежих историй и даже новых киноязыков. Мне сейчас российский кинематограф очень интересен, но не тем, что делается сейчас в Москве, а тем, что — в маленьких городах вроде моего Иркутска.

Почему фильмы с блогерами так «не заходят» российскому зрителю?

— Я думаю, не было хорошего сценария. Если есть интеграция, которая хорошо продумана, то всё получается. Пока мы видели лишь очень никудышные попытки.

Какие подкасты слушаете?

Поэпизодный клан, Это разве секс? 18+, Истории кино на Медузе, Чего бы посмотреть, Мужчина, вы куда?. Остальные, может, тематические какие-то.

Три любимых режиссёра.

Скотт, не уточняя, Ридли или Тони. Возьмём обоих. Джеймс Грей, с трогательными историями про одиноких людей. И Клинт Иствуд — великий гуманист.

А если бы они были медиа, то какими?

Ридли Скотт был бы Instagram, потому что у него самое образное визуальное мышление, которое я когда-либо вообще видел в кино. Тони Скотта уже нет с нами. Джеймс ГрейClubhouse, за меланхоличные истории в разговорах. А Клинт ИствудЖивой журнал.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

Условия новой эры, на первый взгляд, показались простыми. Было нелегко, но Егор Москвитин доказал, что можно выжить в мире новых медиа. А с какими сложностями пришлось столкнуться кинокритику, можно узнать из финального видео.

Над проектом работали:
Редактор: Анастасия Романова
Автор текста: Маргарита Саха
Интервью: Ксения Никитина
Менеджер проекта: Алена Латышева

В проекте использованы фото и видео: Роман Терехов / МАСТ, Кирилл Лустин / МАСТ

Редакция выражает благодарность Егору Москвитину за участие в нашем эксперименте
© 2021 All Rights Reserves