Кино, если...
Онлайн, офлайн или два в одном?
Изучаем перспективы онлайн-платформ
и классических кинотеатров
В период самоизоляции весной 2020 года россияне стали больше времени проводить в интернете, в том числе
за просмотром фильмов, сериалов, развлекательных программ.
Огромной популярностью у зрителей стали пользоваться мультимедийные онлайн-сервисы. А что же стало с кинотеатрами
в их классическом понимании? Неужели они проиграли в борьбе за зрителя?
Наша редакция узнала, не потеряли ли актуальность кинозалы с креслами
и большим экраном, а также какие фильмы зрители смотрят в онлайн-кинотеатрах,
а какие — офлайн.
Для этого мы пообщались с экспертами
из мира кино и разобрали несколько популярных кейсов.




Стоит заметить, что интерес к онлайн-кинотеатрам у населения возник еще до пандемии. Он растет уже несколько лет, и это связано как с технологическим развитием (улучшение характеристик домашних мониторов и звукового оборудования),
так и общемировыми тенденциями развития сегмента онлайн-кинотеатров и снижения цен
на подписки.

В это же время индустрия «классических» кинотеатров переживает то взлеты, то падения.
По данным статистики** в 2020 году зафиксировано снижение кассовых сборов и количества проданных билетов, но в марте 2021 года эти показатели выросли почти в половину.

**данные единой федеральной автоматизированной информационной системы


15%

кинотеатров в регионах России не открылись после введения ограничений в связи
с пандемией коронавируса

22,8 миллиардов руб.

заработали кинотеатры в 2020 году, снижение по сравнению с 2019 годом составило — 58,8% по кассовым сборам и — 59,6% по проданным билетам
20%

настолько выросла доля россиян, платящих за онлайн-подписку
Исходя из статистики можно сделать вывод, что кинотеатры потеряли часть аудитории
из-за появления современных
онлайн-платформ.
Так ли это
на самом деле?


Алексей Зотов
режиссер, продюсер, сценарист
Классические кинотеатры — одно из доступных развлечений, которое могут позволить себе абсолютно все. Для привлечения зрителя создаются целые развлекательные центры вокруг них. Плюс ко всему, групповой просмотр фильма — это абсолютно другие ощущения, по сравнению с просмотром дома, даже если
у тебя большая плазма. В офлайн-кинотеатрах ты видишь несколько планов, у тебя качественная картинка
и хороший звук. Дома, как правило, ты вряд ли сможешь создать подобную атмосферу, то есть это два разных уровня просмотра. Онлайн-платформы начали набирать силу в период пандемии, до этого такой популярности
не было. Они уходят в сторону нишевого контента, так как
у платформ нет задачи привлечь большее количество аудитории, ей достаточно части. Возможно, что в скором времени фильмы в классических кинотеатрах будут фильтроваться на уровне того, блокбастер это или нет.
И у остальных не будет выхода, только как уйти в онлайн. Также в эпоху интернета мы привыкли к потреблению контента здесь и сейчас, поэтому иногда сложно попасть по времени: если ты приходишь в кинотеатр, а сеанс будет через несколько часов — это неудобно.
Еще один минус — цена, потому что один билет в кинотеатр стоит в два раза дороже, чем подписка на месяц просмотра контента онлайн-кинотеатров. Ко всему прочему, пандемия все продолжается, и люди опасаются посещать места массового скопления людей.
Групповой просмотр фильма — это абсолютно другие ощущения, по сравнению с просмотром дома, даже если у тебя большая плазма. В офлайн-кинотеатрах ты видишь несколько планов,
у тебя качественная картинка и хороший звук.
Дома, как правило, ты вряд ли сможешь создать подобную атмосферу, то есть это два разных уровня просмотра.
После введения ограничений кинотеатры стали активно развивать свои сайты, порталы, делать самые разные мероприятия для привлечения зрителей.

А знаете ли вы?
В какой день недели в кинотеатрах выходят премьерные фильмы?
Как правило, новые фильмы появляются в кинотеатрах по четвергам. Этот день недели выбран не просто так: сеанс предназначен увеличить сборы в первую неделю показа. Наибольшее количество зрителей кинозалы собирают в пятницу и на выходных, поэтому отзывы от людей, посмотревших фильм в четверг, многих могут подвигнуть на поход
в кино.
Что приносит основную прибыль кинотеатрам?
Продажа напитков и закусок — одна из основных статей доходов кинотеатров. Кинопрокат устроен так, что со стоимости одного билета остается 30–40% прибыли, поэтому, чтобы заработать, важно продавать сопутствующие товары.

Попкорн наиболее выгоден для продажи, и его стоимость можно «накрутить» более чем
в 10 раз. Также одним из преимуществ попкорна является возможность длительного хранения. Непроданный попкорн хранится в мешках в подсобных помещениях, откуда его просто досыпают в аппарат и разогревают.
Какой фильм является самым кассовым в мире за всю историю кино?
Для каждого фильма, выходящего в кинопрокат, важен показатель коммерческого успеха. Он дает представление о его рейтинге среди других картин и говорит о степени популярности у зрительской аудитории. Коммерческий успех киноленты определяют
по сумме кассовых театральных сборов. На данный момент самым «успешным» фильмом является «Аватар» Джеймса Кэмерона (2009 год).
Николай Коновалов
сотрудник учебной лаборатории визуальных коммуникаций и информационных технологий факультета журналистики и директор Центра Документального Кино Томского государственного университета
В случае со стриминговыми онлайн-сервисами удобство
в скорости получения контента, его количества и качества максимально. Классический прокат ориентирован
на коммерцию. Выгоднее показывать то, что вызывает массовый интерес. Здесь ограничения жестче, и жанры более чистые. У онлайн-платформ зрительские сегменты гораздо шире. Онлайн можно смотреть всё, в том числе фильмы, которые не наберут классические залы.
Стриминг финансирует съемки блокбастеров.
Очень экономит время сериальная форма — набор коротких ясных историй, например, «Черное зеркало»
или «Любовь. Смерть. Роботы». Несмотря на все преимущества онлайн-платформ, офлайн никуда
не исчезнет. Еще в фильме «Москва слезам не верит» говорилось: «Ничего не будет, одно сплошное телевидение». Так что кинотеатры уже не раз хоронили.
Тем не менее, они удержатся за счет большого экрана и коллективного просмотра.
Кинотеатры в кризисе. Стриминг расцвел. Пандемия просто ускорила естественные процессы.
Познакомьтесь с интересными фактами об онлайн-кинотеатрах
Листайте вкладки и узнавайте новое
Топ 2020 в онлайн
Новые форматы
Современное общество
В первые же месяцы пандемии самыми просматриваемыми фильмами на онлайн-платформах стали фильмы
в жанре триллер,
связанные с эпидемиями.
Пандемия повлияла
и на резкое развитие жанра скринлайф.
За 2020 год вышло семь российских сериалов, созданных при помощи видеоконференций
и записи экрана.
В США есть такое понятие,
как Netflix Cheating, которое можно перевести как «Нетфликофская измена».
Это когда пара смотрит
сериал вместе, но кто-то
один не может удержаться
и тайком поглядывает
серии без партнёра.

Мнения экспертов киноиндустрии на тему киноплощадок разделились. Возможно, выбор формата просмотра зависит от вида и жанра фильма. Мы подготовили кейс-борды, которые покажут недостатки и преимущества проката разных фильмов в зависимости от площадки.

Кейс-борд
Онлайн-кино покоряет новую аудиторию благодаря росту цифровизации и соответствию запросам своих пользователей. Макроэкономические факторы дают широкие возможности
для развития сферы
онлайн-платформ. Однако заменить классические кинотеатры сервисы не смогут, ведь посещение кинотеатра,
в том числе, существует сейчас
как форма семейного досуга. Родители водят своих детей
в кино точно так же, как их самих много лет назад приводили
на мультики родные.
Об этом и других нюансах развития онлайн и офлайн кинотеатров далее.

Иван Филиппов
креативный продюсер в компании Александра Роднянского AR Content, автор телеграм-канала «Запасаемся попкорном»
и соведущий подкаста «В предыдущих сериях»
«По мнению Ивана Филиппова, креативного продюсера компании Александра Роднянского AR Content и автора телеграм-канала «Запасаемся попкорном», в ближайшем будущем в кинотеатрах в основном будут смотреть аттракционные фильмы, а более скромные картины, жанр которых не требует такого большого экрана, а также высокого качества проекции или звука, перейдут в онлайн. Эта тенденция оформилась еще десятилетие назад, когда «блокбастеры» всё более активно начали выдавливать драму, триллер или детектив с большого экрана на малый, но, благодаря пандемии, процесс фундаментального изменения индустрии существенно ускорился.
Главными предпосылками развития индустрии стали главные человеческие ресурсы: время и деньги.

Впрочем, по словам Ивана, о радикальном изменении индустрии и, например, исчезновении кинопроката как такового речь в ближайшие десятилетия точно не идет. Для многих зрителей коллективный просмотр и связанные с ним эмоциональные ощущения, а также особый уровень качества, доступный лишь в кинозале, останутся решающими факторами.
В любом случае, «классические кинотеатры» все равно не уйдут на второй план. Это связано с двумя факторами: технологический и человеческий.
Когда человек смотрит кино с другими людьми,
он чувствует себя частью общества.
Поход в кино — это время погружения в атмосферу фильма, форма общего досуга. Возможно, кинотеатральный прокат станет менее значимым,
но он никуда не денется.

Иван отметил, что кинотеатры сейчас активно развиваются и расширяют свои возможности, предлагая клиентам альтернативные кинопросмотру способы досуга.

Что же касается фестивалей, то их переход в онлайн-режим представляется эксперту менее эффективным. Фестиваль — это не только площадка для показа отобранной программы, это нетворкинг, рынок
и многие другие значимые для развития индустрии вещи. В экстремальных условиях фестиваль, конечно, может пройти и онлайн, но большинство из них
при первой возможности вернуться в оффлайн или перейдут к комбинированному формату, говорит Иван.

В то же время есть фестивали, которые онлайн проводиться не будут никогда — это главные фестивали планеты. Канны и Венеция.
А есть чуть более «продвинутые» — Торонто, Сандэнс или Берлин — которые будут пробовать сочетать оффлайн и онлайн.


Иногда в кинопрокате нет ничего интересного, отсутствуют возможности отправиться
на фильм или вы не идёте просто потому, что переживаете за своё здоровье, ведь пандемия никуда не делась. Наш чек-лист поможет создать атмосферу кинотеатра дома. Выполняйте нужные пункты и наслаждайтесь просмотром фильмов.


Вывод:
За время изоляции у людей сформировалась привычка смотреть фильмы в интернете, и, возможно, кто-то не захочет возвращаться к «старой жизни»: намного удобнее смотреть кино дома в уютной обстановке, не тратя деньги на билет в кинотеатр.
Тем более многие премьеры были переведены
в онлайн-режим.

С другой стороны — многим людям надоело сидеть дома, хочется общения и активности, ведь кинотеатры — это еще и место встречи.

Не смотря на снижение зрительного интереса после введения ограничений кинотеатры стали активно развивать свои сайты, порталы, делать самые разные мероприятия для привлечения зрителей.
Люди продолжают любить классические мероприятия
и подписываются на сервисы с удобным для них тарифом.
Наша команда
Литвиненко Мария
Дизайнер-иллюстратор, вёрстальщик
Ирина Лапшина
Продюсер
Мария Чаднова
Автор, редактор
Виктория Конева
Автор, редактор
Анастасия Разина
Автор, редактор
Полина Гуккина
Редактор, иллюстратор
Дмитрий Юн
Транскрибатор, аналитик
Анастасия Кондратьева
Ассистент
Редакция благодарит за участие в проекте :
Алексей Зотов, Николай Коновалов,
Иван Филиппов, Мария Тарасенко,
Кристина Недкова и Дарья Донина.

АНО «Лаборатория медиа»

Адрес: ул. Гиляровского, 50, Москва, 129110
Телефон: 8 (903) 721-51-71