Музыка души
«Нельзя никому говорить, что у вас нет слуха. Вы меня слышите? Тогда он есть. Но вкладываете ли вы в инструмент душу? Ведь именно от неё и зависит ваше звучание». Эти слова сказаны настоящим волшебником – Виктором Сосновцем.Он поделился самыми главными секретами своей глиняной магии.

История одной окарины

Русская культура – это не только матрёшки и хохломская роспись, но и уникальные музыкальные инструменты, которые являются неотъемлемой частью русских обрядов и ритуалов. С их помощью призывали дождь в засуху, лечили заговорами, призывали весну и изгоняли злых духов. Особой популярностью среди славян пользовались духовые музыкальные инструменты: волынки, пастушеские рожки, пыжатки, свирели, окарины и другие. Каждый из них был создан по примеру природных звуков, будь то мягкое дуновение ветра или щебетанье птиц.

Виктор Сосновцев – эксперт по изготовлению и игре на окаринах. Для него каждая созданная игрушка – это сосуд, наполненный душой и светлыми воспоминаниями.

О себе:

1. Сосновцев Виктор Афанасьевич
2. 78 лет
3. Знает, пожалуй, всё о окаринах
4. Работает в музее-усадьбе "Кусково"
5. Увлекается шумерской культурой
6. Звезда Гоголевского бульвара в Москве,
где он продаёт свои игрушки и проводит мастер-классы
Виктор Сосновцев родился в период Великой Отечественной войны в Ханты-Мансийске. Экономический кризис и военные действия сильно усугубили и без того тяжёлое положение его семьи, где подрастало сразу семь малышей.

"Я всему учился сам, – вспоминает Виктор, – и, знаете, меня некому было толкать. Я сам должен был это делать. У нас даже валенки, чтобы доковылять до школы, были одни на всех!"

Но, несмотря на обстоятельства, требующие скорейшего взросления, художник смог сохранить в себе воистину детские качества: доброжелательность, позитив, простой и беззаботный взгляд на мир.

"Знаете ли, в детстве совершенно другое отношение к вещам. Мир кажется ярче и волшебнее. Любой камушек или палочка уже игрушка."
Исторический факт:
Окарины появились на Руси не позднее X века и пользовались популярностью, как среди детей, так и среди взрослых. Их часто можно было заметить на праздничных гуляниях во время Масленичной недели.
Ещё в детстве Виктор Сосновцев перепробовал многие виды ремёсел. Вырезал по дереву, создавал игрушки из жести, но делом всей своей жизни он выбрал небольшие глиняные флейты — окарины.

"Дерево гниёт в течение времени, железо покрывается ржавчиной, а вот керамика остаётся всегда, чтобы хранить след ушедших культур."
Виктор считает глину самым послушным и гибким материалом. Достаточно лишь, по его мнению, запастись терпением и искренним желанием творить. Для этого даже необязательно иметь специальных инструментов.

Сам волшебник использует в качестве приборов для лепки подручные средства. Но стоит лишь взять их в руки, как они перестают быть простыми палочками и колпачками. Специальные кольца для декорирования и печать с подписью Виктор Сосновцев придумал и сделал сам.
Для того, чтобы начать делать флиппл-мундштук (свистковое устройство) необходима палочка для мундштука. Лабиум – язычок, разделяющий поток воздуха, должен быть ровным, острым и находиться строго по центру входного канала. Если свистковое устройство сделано правильно, то окарина будет звучать еще сырая.

Далее для отверстий тональностей понадобится лопатка для отверстий тональностей.

Остальные инструменты, такие как палочки для малых отверстий и колесики для дизайна используются для изображения глаз, хвостов, крыльев и т.д.

"Когда я ставлю свою печать на фигурку, то закрепляю её за собой. Она больше не анонимная, выброшенная в открытое плавание, безделушка. Я несу за неё ответственность. И хотя моя печать не хвалится своей сложностью, она несёт в себе особый смысл! Буквы на кириллице расположены так, словно написаны по правилам японской каллиграфии. Чёткие, стройные ряды образуют мою фамилию."
Обращение к мистическим мотивам стало толчком к творчеству ещё одного нашего героя – Фарата Ханбекова, мастера по изготовлению бубнов, байранов, кураев и шумелок. Свой первый музыкальный инструмент Фарат создал в 2002 году, вдохновившись экспонатами алтайского национального музея. Его привлекала таинственная атмосфера и отличительная культура местных шаманов.

Однако, по мнению Фарата, преисполниться в этой сфере дано не каждому. Нужна необходимая подготовка:
  1. Отказаться от суеты;
  2. Чаще бывать на природе;
  3. Вспомнить своё предназначение.

Фарат Ханбеков
@faratkhanbekov
И ведь спешка действительно мешает правильному развитию наших творческих способностей. Важна точность и плавность момента выбора формы и специализации своего изделия. Выделяется отдельно такой вид окарин как водяные. Они создаются такой же формы, что и обычные, но внутрь заливается вода. И при попытке сыграть звук начинают колебаться, чем очень сильно напоминает птичий щебет.

"Чем больше объём свистульки, тем ниже она звучит. И наоборот, чем меньше объём, тем выше. Однако, не это самое главное в нашей игре. И нет, это не из-за воды, бороды или моего волшебного красного колпака. Нужно лишь правильно двигать левой рукой и вкладывать все свои эмоции, хранящиеся за пазухой."
Именно благодаря навыкам, которые художник вырабатывал ещё с самого детства, Виктор теперь не испытает трудности в своём ремесле. То же касается ещё одного нашего героя – Ивана Назарова. Изготовитель различных музыкальных инструментов: варганов, флейт и волынок. В далеком 2009 году Иван заинтересовался игрой на варгане, и вскоре понял, что хочет создавать их и дарить им душу сам. И действительно, раз навыки есть, то почему бы и не попробовать? Знание о ремесле собиралось мастером по крупицам из интернет-сведений, посещения различных музеев и фестивалей этнической музыки, общения со знающими людьми.

Пройдя весь путь самостоятельно, Иван даёт следующему поколению три важных совета:
1) Обязательно найти человека, имеющего опыт в этой сфере, и учиться у него;
2) Пробовать себя сначала в чем-то простом, посильном для вас;
3) И, наконец, не торопиться.

Иван Назаров
@ivanmaster43
Конструкция окарины очень проста. Это акустическая камера закрытого типа со свистковым механизмом. Форма инструментальной камеры бывает разной, в ней предусмотрены отверстия для настройки тональности.

Число отверстий в окарине может быть от 4 до 12, как правило их обычно 5-7. Инструмент включает мундштук с пригубником, также воздуховод (виндвей). Возле мундштука сделано окошко свисткового устройства -лабиум (крома), тут же находится рассекатель струи воздуха – язычок.

По мнению Виктора, форма – это зеркало души, заполненное нашей светлой энергией и знаками жизни. На каждом своём изделии рисунками он отмечает связь с небом и землёй, миром земным и миром Божьим. Ничего не происходит просто так, мы просто плохо видим причины.

"Каждая окарина таит в себе тайну. Рыбочка, представляете, набирает свою силу в воде. Её бока омывает мягкая речная гладь, ветер крутится вокруг, а солнышко задает тон. Все эти три стихии я изображаю на боках. Рыба – символ вечного движения. Вы же понимаете? С самого своего рождения она движется беспрерывно, ни разу не мешкая и не останавливаясь".

Какие бы хорошие руки у вас ни были, какие бы качественные приборы у вас не были – это не важно. Ваш музыкальный инструмент не зазвучит, пока вы сами того не захотите и не вложите в него душу.
Над проектом работали:

Осипов Никита
Гордиенко Валерия
Фатыхова Евгения
Торощина Полина
Литвинов Денис

В проекте использована фотография: Игоря Гавара и Кирилла Колчанова