ТАЛАНТы БЕЗ ГРАНИЦ
ТАЛАНТЫ
БЕЗ
ГРАНИЦ
Разрешить человеку с особенностями создавать культурное произведение искусства — значит принять его красоту, как красоту. И это сложно, ведь за красоту убивают
— Андрей Афонин, художественный руководитель театра-студии «Круг II»
Инклюзивный театр. Какое слово вы слышите в первую очередь, инклюзивный или театр? Это вид искусства или просто вариант досуга для людей с особенностями развития?

В нашем интервью своими размышлениями на эту тему делится художественный руководитель инклюзивного театра «Круг II» Андрей Афонин. Мы побывали на репетиции одной из постановок студии с актёрами и узнали, правда ли, что сцена исцеляет.
АЛЕКСЕЙ СТАНКОВСКИЙ
41 год
актер театра-студии «Круг II»
«Театр научил меня контролировать себя»
НАДЕЖДА ОСИПОВА
21 год
актриса театра-студии «Круг II»
«Театр научил меня
защищать свои права»
ПАВЕЛ ЖУРАВИХИН
35 лет
актер театра-студии «Круг II»
«Театр научил меня
работать над собой»
ЗА КАДРОМ
Просторное помещение с высоким потолком. С одной стороны зала – разобранные декорации, театральные реквизиты, с другой – аппаратура, полукругом расставлены стулья, кое-где личные вещи: одежда, сумки. Это вовсе не беспорядок, как можно было подумать с первых минут. Здесь самая настоящая рабочая атмосфера. И чем дальше мы продвигаемся от входа, тем больше ее ощущаем. Актеры и педагог Татьяна Коновалова расположились в глубине зала. Здесь яркое искусственное освещение и специальное покрытие. Тишина. Слышим только дыхание актеров. Они сидят в кругу и повторяют упражнения за педагогом. Спустя несколько минут упражнение закончилось. Но в помещении все еще тихо. Теперь до нас доносятся только глухие шаги — все участники репетиции в беспорядочном направлении ходят по рабочему пространству. «Немой этюд? Режиссерская задумка?», — недоумеваем мы. Нет. Это обязательная часть каждой репетиции. Работе с телом в инклюзивном театре уделяют особое внимание.
В первую очередь мы хотим помочь ребятам актерам почувствовать свое тело, научиться контролировать его. Это один из основных принципов работы театра. У людей с особенностями развития связь тела и сознания слабая. Некоторым трудно понять где право, а где лево, тяжело с координацией, они не чувствуют пространства сзади. Первая основная наша задача – разбудить тело. Потому что пока я сам себя
не почувствую, пока «не окажусь в теле», сложно выйти на контакт. Это
и про коммуникацию на сцене, и в обществе в целом
— Татьяна Коновалова, хореограф
АЛЕКСЕЙ СТАНКОВСКИЙ
О трудностях, с которыми столкнулся на сцене
Контролировать свое тело, ход движений – было одной из главных сложностей, с которыми, придя в театр, столкнулся актер Алексей Станковский. Его знакомство с «Кругом II» началось в 2015 году. На то, чтобы связать свою жизнь с творчеством повлияли обстоятельства. Леша работал медбратом в больнице, а потом попал под сокращение.
Но просто сидеть дома без дела не хотел, не такой у него характер. Поэтому, когда сестра нашла информацию про театр-студию, они вместе пошли на репетицию. Как такового театрального опыта у Леши никогда не было. Разве что участие в постановке, которую ставили со студентами в училище. Леше достались сразу три роли. Признается, что было совсем непросто, но очень интересно. И вот спустя почти 20 лет он снова на сцене.
Одна из первых постановок с участием Алексея — «Шестое чувство». Это знаковый спектакль
не только для актера, но и для всего театра. Постановка — первый опыт танцевального спектакля
в репертуаре. До этого ребята только произносили текст, а здесь все — чистый танец. По словам хореографа Татьяны Коноваловой, этот спектакль стал некой новой ступенью для всех актеров,
для Леши особенно. В постановке были поддержки, сложная координация в пространстве. Например, нужно было пройти несколько шагов, остановиться, затем повернуться на 90 градусов
и пойти по прямой, то есть рисовать прямые углы в пространстве. Леше это удалось не сразу.
Трудно было понять координацию движений.

Но работа, упорство, помощь коллег сделали свое дело. Начинающий актер стал увереннее. Научился контролировать себя, свои движения. А еще в театре Леша научился взаимодействию
в коллективе. В школе, по словам актера, старался держаться обособленно, а здесь нашел единомышленников.
НАДЕЖДА ОСИПОВА
О любви к комедии и импровизации
А вот актриса Надежда Осипова с детства на «ты» с театром. Первые свои роли, пусть
и не на профессиональном уровне, играла, будучи восьмилетним ребенком. Уже тогда Надя точно знала: театр — это мое, это интересно. Больше всего ей нравятся комические роли, а еще она любит танцевать и мастерски импровизируют. Например в «Прачечной», спектакле из репертуара
«Круг II», Надя воплощает на сцене сразу несколько образов, которые придумала сама. Актриса выходит на сцену в роли гречанки, затем перевоплощается в сказочную принцессу, а в финале вновь кардинально меняет образ. Это уже личная история, в ней героиня поднимает острые темы, одна
из которых — травля одноклассников в школе. Вообще, по мнению актрисы, через театральные постановки важно и нужно доносить до зрителя актуальные проблемы современного мира.
А вот актриса Надежда Осипова с детства на «ты» с театром. Первые свои роли, пусть и не на профессиональном уровне, играла, будучи восьмилетним ребенком. Уже тогда Надя точно знала: театр — это мое, это интересно. Больше всего ей нравятся комические роли, а еще она любит танцевать и мастерски импровизируют. Например в «Прачечной» — спектакле из репертуара.
«Круг II» Надя воплощает на сцене сразу несколько образов, которые придумала сама. Актриса выходит на сцену в роли гречанки, затем перевоплощается в сказочную принцессу, а в финале вновь кардинально меняет образ. Это уже личная история, в ней героиня поднимает острые темы, одна из которых — травля одноклассников в школе. Вообще, по мнению актрисы, через театральные постановки важно и нужно доносить до зрителя актуальные проблемы современного мира.
А вот актриса Надежда Осипова с детства на «ты» с театром. Первые свои роли, пусть и не на профессиональном уровне, играла, будучи восьмилетним ребенком. Уже тогда Надя точно знала: театр — это мое, это интересно. Больше всего ей нравятся комические роли, а еще она любит танцевать и мастерски импровизируют. Например в «Прачечной» — спектакле из репертуара.
«Круг II» Надя воплощает на сцене сразу несколько образов, которые придумала сама. Актриса выходит на сцену в роли гречанки, затем перевоплощается в сказочную принцессу, а в финале вновь кардинально меняет образ. Это уже личная история, в ней героиня поднимает острые темы, одна
из которых — травля одноклассников в школе. Вообще, по мнению актрисы, через театральные постановки важно и нужно доносить до зрителя актуальные проблемы современного мира.
Один из любимых жанров актрисы — комедийный. Надя любит смешить людей, дарить им улыбку
и хорошее настроение. Как говорят педагоги, одна из ее «звездных» ролей была в спектакле «Школа навыворот». В нем есть элементы иронии, пародии, сатиры. В истории российского «особого театра» — это первый крупный профессиональный проект в жанре клоунады.

Еще одним важным опытом для артистки стал спектакль «Алхимия чувств». Там на первый план выходят чувства, особое значение имеют танцы, пластика. Впервые Наде досталась танцевальная партия, в которой она исполняла сложные поддержки с партнером. Дебют в новом амплуа прошел
с успехом.

ПАВЕЛ ЖУРАВИХИН
о первых шагах в профессии и театральном опыте
Актер Павел Журавихин в шутку называет себя ветераном «Круга II». Ему было всего 17 лет, когда
в коррекционную школу, где учился будущий артист, пришел педагог театр-студии. Знакомство
с творчеством, первые репетиции – искусство увлекло Пашу с первых дней. Театр стал для юного мальчишки местом вдохновения, развития, реализации самых разных идей. С того момента, как Паша перешагнул порог театра, прошло более 15 лет, но несмотря на это, он все еще с трепетом вспоминает свои первые шаги в профессию. Помнит, как волновался на прогоне перед премьерой на сцене ГИТИСа, и как выйдя на сцену все переживания вмиг улетучились.
Сегодня за плечами Паши десятки сыгранных ролей, в том числе в спектакле «Отдаленная близость», ставшего лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». За время работы в театре Паша получил огромный опыт. Он играет сложные роли, прекрасно импровизирует, чувствует свое тело. Навсегда запоминает движения, записывая их в памяти как будто на пленку. Знаниями опытный артист делится с юными театралами из младших групп.

И сейчас Паша не перестает расти профессионально. Он с тем же азартом, что и 15 лет назад, играет свои роли, примеряет новые образы. Один из любимых сегодня – модель в спектакле «Прачечная». Кардинальное перевоплощение, комичность и стиль образа делают его интересным и необычным.
Каждый сезон «Круг II» выпускает до восьми спектаклей, а в общем репертуар театр-студии насчитывает несколько десятков постановок.
Это спектакли в самых разных жанрах – музыкальные, танцевальные, драматические, перформативные. Они поднимают социальные и экологические проблемы, вопросы философии, темы дружбы, любви и много другое. Репертуар формируется из замысла режиссеров, хореографов, музыкантов, самих актеров – то есть большой команды профессионалов, во главе которой стоит художественный руководитель Андрей Афонин.

Андрей Афонин, художественный руководитель
Идея создания театра-студии родилась в конце 90-х годов, когда Андрей Борисович попал в один из интегрированных театров Берлина. Его создателем была творческая супружеская пара — режиссёр и актриса, воспитывающие ребенка с синдромом Дауна. Их методика работы натолкнула на мысль о том, что инклюзивный театр — один из самых эффективных методов включения человека в общество. Так спустя несколько лет в Москве был открыт «Круг II».

Это проект про искусство. Здесь важно создать качественный театральный продукт. «Круг ll» не показывает, что человек с инвалидностью что-то умеет. Он показывает, что человек
с особенностями развития умеет то, что не умеет кто-то другой. И главная задача
театра-студии – развитие человека через создание произведения искусства.

По словам художественного руководителя, процесс инклюзии — это движение навстречу. Общество меняется исходя из потребностей человека с инвалидностью, а он осваивает нормы социального взаимодействия. Через театр они могут «увидеть» друг друга, а что ещё важнее — рассмотреть красоту людей с ментальными нарушениями.
«Может ли человек с горбом быть красивым?», задавая такой вопрос, Андрей Борисович очень часто слышит ответ: «Давайте про что-то другое поговорим. Красоту не трогайте».
И это, по словам художественного руководителя, то самое главное препятствие относительно инклюзии человека с особенностями. Человека, который выглядит, говорит как-то не так, мы не воспринимаем. Когда мы видим в нем красоту, тогда и начинается движение навстречу инклюзии. Театр дает эту возможность.
Многие актеры могут быть в жизни «не такими», но когда выходят
на сцену, они делают фантастическую, красивую и очень профессиональную работу
— Андрей Афонин
КОМАНДА ПРОЕКТА
АЛЕКСАНДРА МИРОШНИЧЕНКО
РЕДАКТОР
МАЙЯ АВЕРЬЯНОВА
ФОТОГРАФ / МОНТАЖЕР
ДАРЬЯ ВАРАВА
АВТОР ТЕКСТА
МАРГАРИТА ДУБОВА
ДИЗАЙНЕР / ВИДЕОГРАФ
АРИНА КАСАТКИНА
РЕДАКТОР ТЕКСТА / МОНТАЖЕР
ЕКАТЕРИНА СТЕПАНОВА
РЕДАКТОР ТЕКСТА / КРЕАТОР
ЕЛЕНА ТЮЛЕНЕВА
МОНТАЖЕР