ЗВУК. ПУТЬ. КИНО
Вы знали, что создание звука для фильма идет параллельно с другими процессами — написанием сценария, съемками и монтажем? Да-да, звук в кино занимает важное место. Например, композиция «Отпусти и забудь» так понравилась создателям мультфильма «Холодное сердце», что ради неё они решили изменить сюжет всей картины и даже перерисовать многие кадры. Или вот еще: Эдгар Райт снимал фильм «Малыш на Драйве» под конкретные песни. В итоге и саундтрек получился запоминающимся, и фильм — ярким.

Опытные режиссеры всегда ответственно подходят к sound-дизайну — к использованию специальных звуков и эффектов. Каким был бы хоррор без того самого свиста, шелеста листьев и устрашающего визга? А мелодрама — без грустной музыки?

Как думаете, сколько человек занимаются звуком в кино и что именно каждый из них делает? Разбираемся вместе!
ЗВУКОРЕЖИССЕР
Андрей Сотников
- Выпускник звукорежиссерского факультета Института кино и телевидения

- Работал над полнометражным фильмом Сергея Светлакова «LOVE», сериалами «Хрустальный» и «Пять минут тишины»
Подготовительный этап не такой уж и сложный, но он самый ответственный в работе с записью. Для начала нужно собрать команду, чтобы звукорежиссер, звукооператор площадки и звукорежиссер пост-продакшна написали экспликацию. На ней они отражают, как будет меняться звук во время всей полнометражки.

Далее нужно выбрать место для съемки. Вместе с командой звукорежиссер выезжает на съемочную площадку, где слушает окружающие звуки. Зачем? Он решает, будут ли мешать сильный ветер, шум дороги или пение птиц записи чистовой фонограммы.
График-схема, в которой отражено изменение силы звучания от времени
Во время написания экспликации звукорежиссер тесно взаимодействует с режиссером и со сценарием. Вместе они создают звуковое решение на бумаге. Очень важно верно отобразить, какие звуки как будут звучать. Все это должно быть четко прописано в экспликации. Исходя из плана, команда звукорежиссеров понимает, что делать дальше.

Работа с оборудованием не менее важная часть всего киносъемочного процесса. Во-первых, техника должна
соответствовать современным стандартам. Во-вторых, максимальный результат можно достичь, если специалисту удобно работать с ней.

Для Андрея Сотникова профессия звукорежиссера это стремительное движение вверх
по карьерной лестнице. С каждым новым проектом он чувствует, как улучшается уровень его профессиональных навыков.

ЗВУКООПЕРАТОР
Дарья Сычева
- Выпускница звукорежиссерского факультета Института кино и телевидения

- Звукорежиссер площадки, микрофонный оператор, foley-артист

- Шумовой оформитель на «Мосфильме» и «Синелабе», микрофонный оператор на телеканале «Москва 24»
У звукооператора одна главная задача — качественно записать звук. При этом неважно, какую фонограмму он пишет: чистовую или черновую. Если на площадке умелый звукооператор, то команде будет работать гораздо проще.
Специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино и компьютерных игр
Работа звукооператора начинается так же, как и у всех,
с подготовки оборудования. Он проверяет микрофоны, настраивает примерный уровень сигнала. Когда готовы актеры, звукооператор внимательно осматривает их костюмы, чтобы определить, где и как закрепить микрофон для максимально чистой записи звука. При этом микрофон не должен мешать актерам двигаться. Что касается бума, то важно следить за операторским цехом, знать движение камеры и расстановку света, чтобы не было теней во время дубля и ничего не сдерживало движения оператора.
Но все-таки главная сложность посторонний шум. Звукооператоры не в силах контролировать некоторые звуки: гул пролетающего самолета, стройку, шум дороги. Любые посторонние шепоты, шаги и движения съемочной группы могут затруднить работу.
Направленный микрофон, прикрепленный к опоре — «удочке»
«Мир нельзя поставить на паузу,
когда записывается звук»
ДАРЬЯ СЫЧЕВА
Мир нельзя поставить на паузу, когда записывается звук. Это нормально, если в фонограмму пролезает что-то постороннее. Такая запись называется черновой, и ее нужно реставрировать уже на посте. Этим занимается звукорежиссер пост-продакшна.

КОМПОЗИТОР
Артем Васильев
- Выпускник музыкального училища имени Гнесиных и композиторского отделения Московской консерватории

- Работал над музыкой к фильмам «Weekend», «Экипаж», сериалам «Грозный», «Годунов»

- Лауреат премии «ТЭФИ», номинант премии «Золотой орел»
Кино — это коллективное искусство, поэтому перед работой важно настроить коммуникацию между членами команды. Для режиссера мелодия — целый комплекс звука, аккомпанемента, аранжировки, и он видит в этом логику. Композитор же должен правильно построить общение с режиссером, подобрать соответствующую терминологию, чтобы их представления совпали.
Композитору Артему Васильеву нравится вступать в процесс во время подготовки сценария и показывать свое понимание главных героев. Такой формат работы приносит плоды, потому что есть больше времени поразмыслить: найти соответствие персонажа его характеру.

В реальности по окончании съемок остается месяц-два на написание всей музыки. Плотный график оказывает определенное воздействие: с одной стороны, это подстегивает композитора, с другой
не позволяет ему найти новые краски. Режиссер и композитор

смотрят картину вместе, обсуждают эпизоды, где музыка может понадобиться. Следующая задача композитора создать убедительную фонограмму. Это сложно, потому что часто продюсеры и режиссеры привыкают к звучанию референсов из студии.

Если это кино со средним бюджетом, то есть возможность записать музыку с помощью оркестра или ансамбля так, чтобы в кино была не только электронная музыка, но и живая эмоция, которая работает ярко и убедительно.
артем васильев
«Звук + звучание + мелодия + фактура + гармонические решения = эмпатия зрителя»
Сейчас композиторы постепенно уходят в сторону максимальной лаконичности. Когда музыка в фильме звучит долго, музыкальные фразы внутри короткие и емкие. Опытные кинокомпозиторы через музыку обнажают грани героев, которые не были раскрыты операторской работой или актерской игрой. Музыка должна создавать свою параллельную историю.
Завершенный мелодический оборот, законченная музыкальная мысль

ЗВУКОРЕЖИССЕР ПОСТ-ПРОДАКШНА
Владимир Нуждин
- Звукорежиссер пост-продакшна на короткометражных фильмах
Алиса Чевалкова
- Главный звукорежиссер
«4 point production»
в Москве
владимир нуждин
«Самая главная задача — это найти то звучание холодильника, которое нужно именно режиссеру»

РЕЖИССЕР
Николай Лебедев
- Выпускник сценарно-киноведческого факультета ВГИКа имени С.А. Герасимова

- Режиссер фильмов «Экипаж», «Звезда», «Легенда №17»

- Лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии «Золотой орел», Золотой премии на Международном фестивале «WorldFest-Houston Film Festival»
Для начала нужно найти людей талантливых, творческих, азартных, трудолюбивых, умеющих слушать мир вокруг, слышать мир внутри себя и, конечно, прислушиваться к пожеланиям режиссера. Остальное — дело техники.
Николай Лебедев создавал блокбастер «Экипаж» и спортивную драму «Легенда №17» вместе со звукорежиссёром Алексеем Самоделко и его командой, талантливой и увлеченной. Лебедев и Самоделко летали в Барселону, чтобы вместе с испанскими артистами озвучить сцены, действие которых происходит в Испании. Помощники звукорежиссера недели проводили в спортивных залах, записывая всевозможные шумы хоккейной игры, чтобы потом скрупулезно раскладывать каждый скрип хоккейных полозьев на сотнях звуковых дорожек. Во время съемок «Экипажа» ребята ездили в каменные


карьеры и записывали звуки взрывов и камнепада. Команде долго приходилось трудиться над речевым озвучанием, а затем — в зале перезаписи.

Режиссер всегда контролирует процесс перезаписи, проводя дни и ночи в звуковом павильоне. Однако на съемках «Экипажа» пришлось изменить этому правилу: Лебедев проводил сутки напролет в студии компьютерной графики, занимавшейся производством CGI, а в студию перезаписи вырывался лишь на несколько часов в неделю, вносил поправки и коррективы, а затем вновь мчался к компьютерщикам. По мнению Лебедева, Алексей Самоделко великолепно справился со сложнейшей звуковой партитурой «Экипажа» практически без его участия (здесь не говорится про речевое озвучание — вот тут режиссёр контролирует каждую интонацию, каждую ноту).
Создание звукового сопровождения в виде закадрового перевода или дубляжа
Неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трехмерной компьютерной графики
николай лебедев
«Звукорежиссер играет на одном из инструментов в большом оркестре под названием съемочная группа, а управляет этим оркестром режиссер»
В другой картине Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов» перезапись проводилась около четырех месяцев. Ее делали в Великобритании специалисты студии «Шеппертон». Стоит заметить, речь об одной только перезаписи. Речевое озвучание, подбор шумов и фонов производились задолго до этого в Москве и тоже потребовали немало времени и сил.

В студии звукозаписи случаются и курьезные ситуации. Когда-то, занимаясь звуком самой первой, дебютной своей картины, получасового мистического триллера «Ночлег. Пятница», Лебедев мучился невозможной задачей: надо было придумать, найти потусторонние голоса, а также крик неродившегося ребенка. Они составляли важную часть звуковой палитры фильма. Звукорежиссер ничего не мог предложить. Они перерыли все возможные варианты, но безуспешно. Режиссер был в отчаянии.

Однажды Николай отправился в фонотеку, чтобы отобрать крики ночных птиц. Но и тут ждала неудача: сломался звуковоспроизводящий аппарат, а ему надо было прослушать множество фонограмм. Режиссер принялся крутить их вручную. И вдруг из динамиков раздались душераздирающие вопли, те самые, которые команда никак не могла отыскать. Оказалось, что обычное чириканье в замедленном варианте может быть пострашнее, чем рев тысячи зверей.
николай лебедев
«Обычное чириканье в замедленном варианте может быть пострашнее, чем рев тысячи зверей»
Звукорежиссеры немедленно перенесли эти звуки в фильм. От крика младенца и мрачных, мучающихся потусторонних голосов, в которые превратилось обычное веселенькое щебетание при замедленном воспроизведении, у Николая Лебедева до сих пор кровь стынет в жилах.

Звукорежиссер играет на одном из инструментов в большом оркестре под названием съемочная группа, а управляет этим оркестром режиссер. Если инструмент играет «поперек» всего оркестра или замысла режиссера, это заведомый проигрыш. Поэтому хорошо бы знать задачу, которую ставит режиссер, тщательно ее обдумать, а затем предлагать свои идеи. Не любые, не первые попавшиеся, а те, которые проработаны и отвечают общему замыслу. Тогда все сложится: и сотрудничество, и фильм.

Надо всегда помнить о том, что звук в кино — это одно из важнейших художественных средств (даже в немом кино, как ни странно, ибо его всегда показывали под музыку, а музыка — тоже звук). Раз так, то звукорежиссер — это художник, человек, создающий произведение с помощью звука.

Мы убедились, что одних петличек и бумов для записи киношного звука мало. Чтобы все было идеально, нужно проделать гораздо больше работы. И занимается этим не один человек, а большая команда.

Рассмотрим это на примере. Слева — кадр из фильма со звуком, записанным на площадке, а справа — со звуком, скорректированным в студии.
Каждый великий фильм сопровождается музыкой, которая заставляет зрителя переживать. Волнующие мелодии поддерживают напряжение, пробуждают в нас искренние эмоции. Нет ни одного легендарного фильма, где режиссеры и звукорежиссеры игнорировали бы музыкальные мотивы. Возможно, киноленты были бы провальными, потому что не смогли зажечь зрителя.

Любимые фильмы мы готовы пересматривать вечно, а саундтреки знаем наизусть. Получилась бы история Титаника такой сказочной, если бы не было знаменитой песни Селин Дион? А вышел бы образ Дарта Вейдера внушающим ужас, если бы эпизоды с ним не сопровождались «Имперским маршем»? Если кино — это магия, то музыка и звук — это волшебная палочка, без которой любой хороший волшебник обречен на поражение.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ
Продюсер, оператор, монтажер
Редактор, дизайнер
Редактор, дизайнер
Сергей Ладик
Екатерина Сатина
Юлия Емельянова
Екатерина Сердюкова
Автор, редактор
Редактор, дизайнер
Редактор
Дизайнер
Валерия Осыка
Виктория Хоменчук
Илья Демин
Анастасия Каминская
Дизайнер, иллюстратор
ЗВУК. ПУТЬ. КИНО
Редакция благодарит за участие в проекте:
Николай Лебедев
Дарья Сычева
Алиса Чевалкова
Владимир Нуждин
Андрей Сотников
Артем Васильев

ЛАБОРАТОРИЯ МЕДИА